Как стало известно, “Роснефть” определилась с очередным иностранным партнером в освоении российского шельфа. Сегодня госкомпания может подписать соглашение с норвежской Statoil. Взамен “Роснефть” получит доли в проектах партнера, в частности на шельфе Норвегии. Statoil уже участвует в освоении российского шельфа — в проекте разработки газоконденсатного Штокмановского месторождения,— но этот опыт пока нельзя назвать удачным, пишет “Коммерсантъ”.
Сегодня “Роснефть” может заключить с норвежской Statoil соглашение о стратегическом сотрудничестве, рассказали источники в правительстве. Ожидается, что по уже устоявшейся традиции это произойдет в присутствии премьера Владимира Путина, который участвовал в аналогичных церемониях с ExxonMobil и ENI. В “Роснефти” от официальных комментариев отказались, представитель премьера Дмитрий Песков сказал, что не располагает информацией по этому вопросу.
По словам собеседника, знакомого с ситуацией, Statoil по типовому соглашению получит 33,4% в СП с “Роснефтью”, которое займется проектами по разработке месторождений в северных и дальневосточных морях, и должна будет взять на себя все затраты на геологоразведочные работы на первом этапе. В частности, по данным издания, речь идет о Персеевском участке, Адмиралтейской или Пахтусовской структурах в Баренцевом море, а также об одном из блоков Магадан в Охотском море. Другой собеседник уточнил, что также рассматривались проекты в Черном море. В свою очередь, “Роснефть” войдет в проекты Statoil, обсуждалось участие госкомпании в освоении норвежского шельфа, говорит один из источников.
Месторождения в Баренцевом море расположены в бывшей “серой” зоне, о разделе которой власти России и Норвегии договорились в июле 2011 года. Месторождений нефти и газа на Персеевском участке пока не обнаружено. Права на геологоразведку Адмиралтейской и Пахтусовской структур “Роснефть” выкупила у группы “Синтез”, а участки Магадан-1, Магадан-2, Магадан-3 получила без конкурса от правительства. Их извлекаемые запасы оцениваются примерно в 280 млн тонн нефти, а газа — более чем в 700 млрд куб. м. Интерес к участкам проявляли китайские и японские компании.
Это уже третья сделка “Роснефти” с иностранным партнером за месяц, после того как правительство приняло новую систему налоговых льгот для шельфовых проектов. В середине апреля было объявлено о вхождении госкомпании в проекты ExxonMobil в США и Канаде. В конце апреля “Роснефть” договорилась о партнерстве с итальянской ENI. С ней госкомпания будет разрабатывать Вал Шатского в Черном море, Федынское и Центрально-Баренцевское месторождения в Баренцевом море.
По словам собеседников в правительстве, все потенциальные партнеры “Роснефти” и условия их участия в проектах были определены еще несколько месяцев назад и согласованы Владимиром Путиным. “Соглашения типовые, речь шла только о конкретных участках, на которые зайдут иностранные компании”,— говорит источник. Необходимость партнерства со Statoil Владимир Путин даже выделял особо. “Я считаю, что мы вполне в состоянии договориться о совместной работе на Севере, где у вашей компании очень хороший опыт, развитые технологии, высокий уровень компетенции. Надеюсь, что на корпоративном уровне, на уровне соответствующих правительственных ведомств будут найдены такие проекты и такие решения, которые позволят нам двигаться вперед”,— говорил премьер на встрече с главой Statoil Хельге Лундом в конце марта.
Тем более что единственный крупный проект Statoil в России — освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения (еще у компании есть АЗС на северо-западе страны) — буксует. Партнеры по Shtokman Development AG (оператор разработки Штокмана, 51% — у “Газпрома”, 25% — у французской Total, 24% — у Statoil) никак не могут согласовать технологическую схему реализации проекта и принять по нему инвестиционное решение. На днях глава Total Кристоф де Маржери заявил, что процесс затянется до 2013 года.
Аналитика “Тройки Диалог” Валерия Нестерова удивляет, что Statoil до сих пор не участвует в совместных проектах по добыче нефти в России, что отчасти можно объяснить отсутствием в течение долгого времени договоренностей между странами о разграничениях в “серой” зоне на шельфе. По словам господина Нестерова, норвежская компания одной из первых в 1990-е годы открыла в стране свое представительство, постоянно устраивала различные конференции, обмен специалистами. Идеологически Statoil очень близка “Роснефти”, ведь основной акционер в ней тоже государство (правительство Норвегии владеет 67%), отмечает аналитик. Кроме того, у норвежской компании очень большой опыт работы в арктических морях.
|