Первое место в рейтинге заняла «Итера» (1). По итогам 2012 года компания стала победителем национальной премии «Компания года» в номинации «Промышленность: Топливно-энергетический комплекс». Финансовая прозрачность была обозначена одним из главных критериев для победы в конкурсе.
На второй позиции представлена компания «МОЭСК» (2), значительно укрепившая свои результаты. С целью повышения информационной открытости и улучшению коммуникации с клиентами и потребителями на официальном сайте компании организована работа Интернет-приемной. При помощи этого сервиса можно получить совет или консультацию, задать вопросы, связанные с деятельностью «МОЭСК» и предоставляемыми компанией услугами.
Тройку лидеров рейтинга завершает «Газпром» (3). Для дальнейшего повышения эффективности и прозрачности процессов капитального ремонта объектов в компании создан Департамент капитального ремонта. Новое подразделение будет сопровождать соответствующие конкурентные закупки, вести мониторинг поставок материально-технических ресурсов, контролировать затраты на проведение капитального ремонта.
Четвертое место в рейтинге занимает «Роснефть» (4). Компания уделяет большое внимание прозрачности процесса реализации нефти и нефтепродуктов. На последнем полугодовом тендере «Роснефть» получила премии к рынку более чем 50 центов за баррель по всем направлениям морского экспорта нефти Urals. Для повышения стабильности портфеля поставок заключены долгосрочные договоры на поставку нефти в Германию и Китай при сохранении высоких премий к рынку.
В пятерку лидеров рейтинга вошла компания «Русгидро» (5), которая заключила соглашение с Федеральной налоговой службой о расширенном информационном взаимодействии – горизонтальном мониторинге, в рамках которого налоговый орган будет осуществлять мониторинг финансово-хозяйственных операций ОАО «РусГидро» в режиме реального времени. Компания, в свою очередь, получит возможность заранее согласовывать позицию по вопросам налогообложения с ФНС России.
Шестую позицию в рейтинге занимает «Новатэк» (6), представивший предварительные производственные показатели за четвертый квартал и двенадцать месяцев 2012 года.
На седьмом месте представлен «Сургутнефтегаз» (7), значительно укрепивший свои позиции. Эксперты ожидают рост прозрачности компании и в дальнейшем, особенно после публикации в апреле финансовых результатов по МСФО.
В раздел рейтинга с наиболее высоким уровнем информационной открытости также вошли «Транснефть» (8), «Росатом» (9), вновь вернувшийся в топ-10, а также «Татнефть» (10).
Высокий уровень информационной открытости демонстрируют электроэнергетические компании: «Интер РАО ЕЭС» (11), ФСК ЕЭС (12), Холдинг МРСК (15), Холдинг МРСК (15), «Комплексные энергетические системы» (17).
В разделе рейтинга с высоким уровнем информационной открытости представлены 11 компаний нефтяной промышленности: «Зарубежнефть» (20), «Русснефть» (21), «Нижнекамскнефтехим» (22), «Башнефть» (23), «Московский НПЗ» (27), «Газпром нефтехим Салават» (28). Заметно ослабли позиции компаний «ТНК-ВР» (13), АФК «Система» (16), «ЛУКОЙЛ» (18), «Газпромнефть» (24), НК «Альянс» (25).
Средние результаты по уровню информационной открытости демонстрируют такие компании атомной энергетики как «Атомстройэкспорт» (31), «ТВЭЛ» (35), «Техснабэкспорт» (43).
За линией отсечения оказалось большинство региональных, угольных компаний, а также отдельные предприятия атомной промышленности: «Юралс Энерджи» (51), «Южуралнефтегаз» (57), «ЛуТЭК» (67), УК «Кузбассразрезуголь» (69), Урановый холдинг «АРМЗ» (72), «Гринатом» (74).
Для определения рейтинга информационной открытости российских компаний топливно-энергетического комплекса Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) был проведен опрос, в котором приняли участие 25 известных экспертов: экономисты, политологи, инвестиционные и отраслевые аналитики, экономические журналисты. Оценка проводилась для 75 наиболее крупных компаний, представляющих атомную энергетику, газовую, нефтяную, угольную промышленность, транспортировку нефти и нефтепродуктов, электроэнергетику.
Экспертам был задан следующий вопрос: «Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 информационную открытость следующих российских компаний?».
Сначала каждый из экспертов оценил уровень информационной открытости каждой компании, затем были определены средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
|